Times Realty - Электронная Газета Время Недвижимости.
 сделать стартовой страницей
 добавить в закладки
 RSS лента
Главная Ипотека Страхование Ремонт и дизайн Моя квартира Недвижимость за рубежом
Городская недвижимость Загородная недвижимость Строительство Квартирный вопрос Гостиничное хозяйство
Популярные статьи:

Полезные объявления:
    
Поиск на сайте
Расширенный поиск
    
Сотрудничество
Стать нашим партнером
    
Сервисы
  Читать RSS
    
Обзоры новостей
  
[28 октября 2007]

Комната на весу

Ремонт и дизайн
Функционально-планировочное назначение балкона не всегда было однозначным. Оно изменялось от наблюдательно-оборонительного использования в Средние века до формирования на балконе эколого-рекреационного элемента жилища - природного оазиса - в многоквартирном доме урбанизированного мегаполиса ХХI в. Однако при всей лаконичности архитектурно-конструктивной сути балкона - это один из самых мобильно изменяемых элементов сооружения на протяжении веков.

Часть крепости

В странах с мягким и теплым климатом - Италии, Испании, Франции - впервые и появились открытые площадки - террасы и балконы. А вот в краях с резким и жарким климатом - на Востоке, в Китае и Японии, в городах Крыма и Кавказа - распространение получили крытые балконы и террасы. На территориях с более суровым климатом, с большим количеством осадков - Англии, Бельгии, Голландии, Германии - возник эркер. В Швеции и Норвегии из-за слишком сурового климата эти архитектурные элементы почти не встречаются.

В сохранившихся архитектурных памятниках балконы впервые встречаются в средневековых крепостных сооружениях XIII в. Устраивались они на городских воротах и стенах крепости и служили военно-оборонительным целям. Крепостные балконы представляют собой монолитные каменные формы, вынесенные вперед из плоскости каменной стены в виде плиты с глухим каменным окружением, поддерживаемые тяжелыми кронштейнами. Здесь нет еще членения балкона на составные части: ограждение, плиту и поддерживающую часть, как это можно наблюдать в более поздних балконах, здесь одни элементы незаметно переходят в другие. Кроме оборонительного и наблюдательного назначения балконы, несомненно, играли и композиционную роль, подчеркивая главный въезд в город.

Небольшой вынос

Постепенно видоизменяясь, крепостные балконы начинают встречаться в общественных и жилых зданиях. При этом тяжелые каменные формы облегчаются благодаря созданию членений и профилировке.

В балконах начала XIV в. в Италии уже явно видны новые черты: ограждения, оставаясь по-прежнему глухими, своими членениями намечают дальнейшую архитектурно-конструктивную схему, состоящую из верхней и нижней обвязки, тумб, расположенных над кронштейнами и заполняющей части между ними.

В эпоху готики появился новый тип балкона - соборная кафедра. Его нижняя поддерживающая часть имеет вид корзины, которая образована напуском рядов каменной кладки. Готические балконы на корзине имеют форму части круга или части многоугольника, реже прямоугольную форму и распространены в гражданском строительстве во Франции. Такие кафедры-балконы устраиваются как внутри помещений, так и на наружных фасадах.

В эпоху Ренессанса XIV-XV вв. в Италии в новом типе жилья - городских палаццо и загородных виллах распространился балкон небольшого выноса, поставленный на уступ или карниз стены. Все составные части балкона - плита, ограждение и поддерживающая часть - получают четкую и определенную форму, чего не было в крепостных и готических балконах. Наряду с каменными ограждениями, глухими или прозрачными, встречаются балконы с металлическим ограждением четкого рисунка.

Венецианская архитектура балконов этого времени очень яркая, она соединила в себе сложное переплетение восточных мотивов, готики и античности. Поэтому в венецианских домах можно видеть балконы, группирующиеся вокруг лоджий, т.е. при лоджии устраивается еще выступающая часть в виде балкона. Кронштейны приняли форму голов животных и людей, металлические ограждения отличаются сложностью и живописностью рисунка.

В XVI-XVII вв. архитектурные принципы композиции балконов, заключавшиеся в простоте, унаследованной от античности, уступают место живописности и декоративности, которые характерны для эпохи барокко. Новые решения балконов появляются в связи с необходимостью подчеркивания главного входа в здание, который становится центром фасадной композиции. В палаццо эпохи барокко балкон нередко соединен с самим порталом главного входа, как бы увеличивая его. Встречаются балконы на каменной плите, зажатые в стену, без поддерживающей

части, которые устраивались за счет очень небольшого выноса. Для ограждения применялись металлическая решетка и каменная балюстрада облегченных форм. Широкое распространение они получили во Франции, где весь балкон помещался в толще стены, а вынос делался в виде небольшой креповки. При этом сложно декорированные кронштейны переходят в скульптурные украшения под средней частью плиты балкона. Глухое каменное ограждение в это время не встречается.

Россия: творческая переработка

В эпоху барокко балконы в России еще довольно редки, а если и встречаются, то только в пышном оформлении зданий, например в Царском Селе под Санкт-Петербургом в Екатерининском дворце работы архитектора Ф.-Б. Растрелли.

В России в конце XIX-начале XX вв. с появлением доходных домов, а также с началом применения бетона и металла получили широкое распространение сборные чугунные балконы, решенные на контрасте ажурного металлического ограждения с лаконичной стеной, иногда с металлическими кронштейнами из изогнутого в спираль полосового железа. Десятиметровый балкон на Никитском бульваре в Москве архитектора Д.И. Жилярди является сборным, чугунным и соответствует на фасаде портику.

Поначалу модернисты увлеклись декоративным значением балконов в ущерб конструктивным решениям и удобству использования в быту. Вот, например, один из самых известных доходных домов того времени - Пречистенка, 28, выстроенный знаменитым мастером модерна Л.Н. Кекушевым в 1906 г. На фасаде солидного пятиэтажного дома - четыре балкона. Они расположены по оси фасада, подчеркивая и выделяя ее. Эффектно, но неудобно, ибо выходы на балконы пришлось устроить не из больших парадных комнат, а из маленьких спален.

Именно в начале ХХ в. московские зодчие усвоили парадоксальную, на первый взгляд, истину: строго горизонтальная нижняя поверхность балконной плиты стоящему под ней наблюдателю представляется наклоненной вниз, как бы падающей. А потому, во избежание неприятного впечатления, пришлось слегка (градусов на 5-6) задирать балконы вверх.

По принципу конструктора

Конструктивизм 1920-30-х гг. на Западе и в России, использование металлических конструкций и железобетона обусловило возможность применения балконов на плите, зажатой в стену, без поддерживающей части. В связи с этим форма балкона становится простой, а его вынос увеличивается. В это время распространены непрерывные балконы, балконы с глухим ограждением, а также с металлическим в виде палубной решетки с горизонтальными прутьями или в комбинации с глухим бетонным ограждением.

Непрерывные балконы, появившиеся в эпоху конструктивизма, не получили распространения в жилых зданиях, так как один балкон охватывал несколько секций, в связи с чем на фасаде стали появляться перегородки и решетки, не предусмотренные проектом, а сооруженные жильцами, которые противоречили самой природе непрерывного балкона. Непрерывные балконы больше были востребованы в общественных зданиях, часто выполняя функцию открытого фойе или трибун. Непрерывные балконы - это яркое архитектурное средство для формирования горизонтальных членений композиции фасада.

Форма сооружений периода конструктивизма максимально геометризированна и логично выстроена, а форма балконов лаконична и проста. Балкон является здесь самостоятельным элементом архитектурной композиции и воспринимается на контрасте и противопоставлении. Если в предыдущие эпохи балкон имел "архитектурный вес" в композиции здания за счет интересного рисунка его составных частей, либо из-за живописно сочетающихся деталей, то здесь, имея более чем скромную форму, балкон не часть архитектурной композиции, а ее самостоятельный элемент. Благодаря балконам так остро воспринимаются архитектурные композиции периода конструктивизма, будь то здание Министерства сельского хозяйства (Наркомзем) архитектора А. Щусева (1928-1933 гг.) или здание редакции газеты "Известия" архитектора Г. Бархина (1927 г.), или здание газеты "Правда" архитектора П. Голосова (1929-1935 гг.) и многие другие здания.

К середине ХХ в. в Москве наметилось два типа балконов: легкий балкон на плите, например, в жилом доме на ул. Большая Полянка архитекторов А.К. Бурова и Б. Блохина с ограждением из металлической решетки и балкон на кронштейнах монументальной формы с ограждениями в виде балюстрады, например, в доме на Моховой ул. архитектора И.В. Жолтовского.

Но и тут не обошлось без глупостей. Так, в 1934 г., стремясь поэффектнее сгруппировать балконы дома по Большой Дорогомиловской ул., 6, архитектор Б.Я. Мительман умудрился устроить выходы на них из ванных комнат! Общественность сие нетривиальное решение не оценила, и незадачливый зодчий угодил под суд.

Другие зодчие поступали умнее. Они старались использовать для украшения фасадов не роскошные и никому не нужные колоннады, арки и карнизы, а элементы, являющиеся необходимой принадлежностью жилого дома: оконные проемы, двери, эркеры и, конечно же, балконы. Но обязательно в традициях "классического наследия". Очень характерен дом по пр-ту Мира, 40, выстроенный в 1939 г. по проекту И.Н. Соболева. Главное украшение - прямоугольные эркеры, поднимающиеся на семь из восьми этажей фасада.

Между 50-ми и 90-ми гг. ХХ в. ничего нового с балконами архитекторы в СССР не придумали. Правда, есть одно исключение. Архитекторы А.К. Буров и Б.Н. Блохин, спроектировавали блочный дом по Ленинградскому пр-ту, 27. Глубокие лоджии дома закрыли бетонные решетки, выполненные в виде изысканного растительного орнамента по рисункам художника В.А. Фаворского. В целом эксперимент удался. Дом оказался удачным - и по своей конструктивной основе, и по внешнему виду - всегда аккуратный и представительный, он (редкий случай для московских домов) получил среди москвичей собственное имя - Ажурный. К недостаткам следовало отнести постоянную затемненность расположенных за лоджиями помещений и высокую стоимость бетонных решеток, которую, впрочем, можно было сократить при налаживании поточного производства. Но по пути, предложенному Буровым и Блохиным, московское строительство не пошло. И, пожалуй, жаль. Насколько бы привлекательнее выглядели бы обычные блочные и панельные дома, если бы их неряшливые, разномастно отделанные балконы декорировали изящные металлические или бетонные решетки.

Утилитарная функция

Сегодня человек, проживающий в многоквартирном доме, сам решает, нужно ли ему летнее помещение - открытый балкон. Поэтому жильцы остекляют свои балконы самостоятельно, создавая на фасаде неоднородность и вариантность, что отражается на эстетике фасадов и визуальном их восприятии. Такое остекление выполнено из разных материалов, с разной покраской, с различным ритмом и пропорцией оконных створок и переплетов. В связи с этим появилась тенденция сразу сдавать дома с остекленными балконами, где присутствует единообразие фасада. Во многих проектах сразу заложено архитектурно-планировочное решение остекленного балкона, предназначенного под зимний сад, например, в жилых зданиях композиции "Алые Паруса" или жилого дома в Тепличном пер. Вертикаль таких балконов на фасаде сходна с вертикалью эркеров.

Сейчас балкон в жилищном строительстве играет все-таки утилитарную функцию, в отличие от периода его возникновения и развития, где наряду с функциональным применением балкон являлся выразительным архитектурно-композиционным средством, продолжая преемственность лучших традиций эпохи Возрождения, античности и классики. Фасады выглядели живо и интересно. Но в многоквартирном доме перед эстетикой фасадной композиции, которая создается ритмикой балконов, всегда будет доминировать функциональная составляющая, которая жестко диктует: каждой квартире - балкон. Эти вопросы были дискуссионными еще на рубеже 40-50-х гг. ХХ в., когда архитекторы принимали решения о наличии или отсутствии балкона в квартире именно в пользу эстетики и выразительности фасадной композиции, создавая рисунок фасада за счет количества, ритма, чередования балконов. Поэтому после 50-х гг. ХХ в. преобладающая функция балкона утилитарная. Балконы лаконичны и единообразны. Идея балкона исчезает. На смену самостоятельной выразительной единице-балкону приходит доминирование группы балконов или система балконов, которые своим множеством создают пластику стены, подчеркивают вертикали.

Балкону сегодня дополнительно прибавляют новые функциональные качества. Особенно актуальны они в многоквартирных жилых домах крупных городов, таких как Москва, где постоянно происходит повышение общего уровня высотной застройки: в 90-е гг. ХХ в. этажность составляла 22-25 этажей, а к началу ХХI в. - 35-40 этажей. На таких высотах особенно чувствуется необходимость связи с природной средой. Поэтому сейчас квартиры должны включать элементы живой природы, которые могут расположиться на остекленном балконе - зимнем саду. Видимо, это и есть настоящее и будущее балкона.

Источник: http://www.miridom.ru/

 
| Комментарии (0)
 (голосов: 0)
Просмотров: 1494 Оцени статью! Наведи на шкалу!
Предлагаем другие новости по теме:
  • За стеклом
  • Как присоединить балкон?
  • Приручаем балкон
  • Есть ли жизнь на балконе?
  • При капремонте в жилых домах, окнами выходящих на дороги, будут устанавлива ...
  • Пейзаж в интерьере
  • В Волгоградской области капитально починят 497 домов
  • Вы читали: Комната на весу

     
    Обзоры Новостей

      

    Times Realty - Агрегатор новостей недвижимости » Ремонт и дизайн » Комната на весу

    Rambler's Top100
    © timesrealty.ru 2007-2017.
    При полном или частичном использовании материалов сайта ссылка на timesrealty.ru обязательна.
    Обратная связь | Реклама у нас | Авторство проекта | Карта сайта