Заботясь о природе, гостиницы переходят на флуоресцентное освещение и мебель из вторсырья. Но четких критериев «экологического отеля» пока нет.
Николас Лакас, директор сети отелей Element, которые управляются компанией Starwood Hotels & Resorts, входит к себе в кабинет и пробирается через завалы так называемых зеленых товаров. Это горы простыней из хлопка, выращенного без пестицидов; коробки экологически чистых чипсов; столешницы из вторсырья. «Столько товара, уже и ставить некуда», — жалуется Лакас. Год назад компания Starwood Hotels & Resorts объявила о запуске сети экологически чистых гостиниц Element, и теперь Лакас без устали закупает товары, сделанные без вреда для окружающей среды.
Marriott International и Hilton Hotels тоже готовятся экономить воду, энергию и перерабатывать мусор. Трудность только в том, что непонятно, как отличить экологическую гостиницу от обычной, поскольку не существует единого стандарта «зеленого» отеля. Зато есть тысячи производителей, который наперебой предлагают экологические товары со штампом «одобрено». «Поищите в Интернете, и вы увидите, что отели предлагают “зеленые” номера, — говорит Стив Сэмсон, вице-президент по обслуживанию номеров в Marriott International. — Хоть бы кто-то объяснил, что это такое». На помощь приходят независимые организации, проводящие экологическую экспертизу. Например, Ассоциация «зеленых» отелей — профессиональная организация со штаб-квартирой в Хьюстоне, за членство в которой гостиницы платят $100-750 в год, — предлагает список одобренных поставщиков. Но их никак не проверяют, они лишь должны прислать письменное объяснение того, почему их товар является экологически чистым. «Мы верим им на слово», — говорит Патти Гриффин, президент и основатель ассоциации, которая с 1993 года продавала гостиницам открытки, призывающие постояльцев использовать полотенца по нескольку раз, чтобы лишняя стирка с неизбежным использованием химических продуктов и расходом электроэнергии не наносила вреда окружающей среде.
В московском магазине Bio Gourmet, торгующем экологически чистыми продуктами, сомнений в характеристиках товара вроде бы нет, но для этого любой продукт проходит сертификацию в Европе, поскольку в России, как уверяет директор магазина Андрей Полуэктов, подобной экспертизы нет. «Существует единый европейский сертификационный центр, он находится в Германии, но в каждой европейской стране есть его филиалы, — объясняет он. — Если, например, кедровые орешки произведены у нас, мы все равно отправляем их на экспертизу в Германию». Полуэктов говорит, что крупные гостиничные сети с предложениями сотрудничать пока не обращались: «Я уверен, что и Ritz-Carlton, и “Балчуг” скоро проявят интерес к нашей продукции. Пусть фрукты в номере окажутся не столь нарядны, зато знатокам будет понятно, что эти яблоки экологически чистые. А если в ванной комнате к тому же будет стоять жидкое мыло Duchy Originals — один из самых известных брендов экологически чистой косметики, — то искушенный клиент это оценит».
Между тем в московском Ritz-Carlton абсолютно довольны косметической продукцией Bvlgari и ничего другого не хотят. Генеральный менеджер «Ritz-Carlton Москва» Оливер Эллер на вопрос «Пятницы» о том, почему в московском отеле этой сети не приняты таблички с рекомендацией повторно использовать полотенца, ответил, что у них в гостинице «не собираются никого воспитывать»: «Наши гости сами знают, как обходиться с окружающей средой». Наталья Пожарнова, директор по маркетингу и развитию компании «Балтэкоресурс», занимающейся производством и продажей экологически чистых продуктов, считает, что такие товары пока просто не востребованы на российском рынке вообще и гостиничном в частности. «Культура экологического потребления придет к нам лет через пять, — полагает она. — А пока что товары очень ярко упакованы, и покупатели реагируют в основном на это. По нашим опросам, лишь 10 процентов из них покупают продукт за то, что он экологически чистый».
Использованы материалы The Wall Street Journal
Мария Белинская
Источник: http://www.vedomosti.ru/
|